ПАК "Созвездие"
Главная / Обзор прессы / Малые электросети теряют статус
07.09.2015

Минэнерго считает, что наличие большого количества «малых» территориальных сетевых организаций ведет к неоптимальному распределению ресурсов на эксплуатацию электросети, в том числе и к росту операционных издержек на содержание ремонтного персонала Как стало известно "Ъ", до 40% территориальных сетевых организаций (ТСО) в Северо-Западном округе, владеющих мощностью менее 10 MBA или линиями передачи только одного уровня напряжения, могут лишиться статуса и остаться без тарифа в 2016 году. Причина в том, что эти ТСО не соответствуют принятым федеральным правительством критериям. По оценкам "Ъ", малые ТСО зарабатывали около 4 млрд рублей, которые теперь могу потерять. Участники рынка полагают, что сетевикам надо укрупняться, чтобы соответствовать критериям, или переходить под крыло "котлодержателя" "МРСК Северо-Запада", иначе у их потребителей могут возникнуть проблемы с энергоснабжением.

В распоряжении "Ъ" оказался предварительный список ТСО, не прошедших критерии (по постановлению правительства N 184 от 28.02.2015), в семи регионах работы "МРСК Северо-Запада". Согласно документу, к 2016 году около 60 ТСО, или до 40% от общего количества Северо-Западных сетевых организаций, могут лишиться своего статуса. Его потеря не означает, что юридические лица, эксплуатирующие электросетевое хозяйство, уйдут с рынка, но они лишатся компенсации затрат на обслуживание сетей в виде тарифа. Отметим, что официальные данные региональных энергетических комиссий (РЭК) об исключении ТСО, не прошедших критерии, из перечня регулируемых организаций еще не опубликованы. В некоммерческом партнерстве ТСО (НП ТСО, представляет интересы ТСО на федеральном уровне) подтвердили "Ъ", что РЭК не пересмотрели тариф для 40% ТСО в разных регионах России к следующему периоду регулирования — и картина везде примерно одинаковая.

По критериям правительства сетевая организация считается ТСО, если владеет силовыми трансформаторами суммарной мощностью не менее 10 МВА и линиями передачи как минимум двух уровней напряжения. Со стороны регулирования к ТСО не должно применяться трехкратное понижение коэффициента к тарифу за три предшествующих периода регулирования. Также такие организации должны иметь выделенный абонентский номер и сайт.

Минэнерго лоббировало создание критериев для ТСО, аргументируя это снижением роста тарифа на передачу электроэнергии для конечных потребителей. Дело в том, что наличие большого количества "малых" ТСО ведет к неоптимальному распределению ресурсов на эксплуатацию электросети, в том числе к росту операционных издержек на содержание ремонтного персонала и диспетчеризацию за счет дублирования функций. А в каждом регионе затраты всех сетевых организаций закладываются в единый "котловой" тариф. Сначала такой тариф получает "котлодержатель" (это, как правило, дочерние предприятия ПАО "Россети"), а затем деньги распределяются между всеми сетями. Теперь же ТСО, не прошедшие критерии, не будут получать деньги из "котла". По расчетам "Ъ", ТСО в регионах работы "МРСК Северо-Запада" аккумулируют около 10,8 млрд рублей тарифной выручки (исходя из установленных РЭК "котловых" тарифов в 2015 году), соответственно, лишение тарифа до 40% таких организаций уменьшит суммарный "котел" регионов примерно на 4 млрд рублей.

Глава НП ТСО Александр Хуруджи напоминает, что не прошедшие критерии ТСО могут либо укрупниться за счет приобретения в собственность или аренду дополнительных активов, либо передать более крупным ТСО в аренду (или продать) собственные активы, либо продолжать эксплуатировать объекты сетевого хозяйства без тарифа. В последнем случае, по словам господина Хуруджи, потребитель обязан заключить договор со смежной (вышестоящей) сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты ТСО, лишенной статуса, и именно эта организация будет нести ответственность за надежное энергоснабжение потребителя. "Однако юридически до сих пор непонятно, каким образом вышестоящая сетевая организация будет проводить ремонты на объектах организации, лишенной статуса ТСО, не имея на это юридических прав и финансовых ресурсов", — говорит он. Эксперты НП ТСО также рассказали "Ъ", что вопрос с "лишенцами" решается в регионах "в ручном режиме", власти пытаются убедить эти организации выбрать первый или второй варианты действий и предоставили право подумать до первого октября.

В "МРСК Северо-Запада" заявили "Ъ", что у них есть намерение консолидировать сети, не соответствующие критериям, на своей базе, но все зависит от решений, которые примут РЭК, и от того, какую работу проведут сами ТСО. Участники рынка, опрошенные "Ъ", намерены укрупняться, чтобы соответствовать критериям.

Директор ЗАО "Электросеть" (ТСО в Вологодской области, владеет менее 10 MBA) Сергей Дурнов рассказал, что компания сейчас готовит договор об аренде дополнительного электросетевого хозяйства у промышленного предприятия. Глава ООО "Карельская электросетевая компания" Александр Лысанов говорит, что компания, несмотря на то, что соответствует критериям по мощности, должна продлить договоры об аренде сетей, чтобы получить тариф.

При этом мнение участников рынка о новых критериях варьируется от "справедливых законов" до "государственного рэкета". "Почти все наше электросетевое имущество находится в собственности, а не в аренде. Если мы не сможем сохранить статус ТСО и получать компенсацию затрат в виде тарифа, то тем самым государство нас заставляет работать бесплатно или продавать имущество за бесценок. По нормальной цене это имущество ни МУП "внизу", ни "котлодержателю" "вверху" не нужно", — считает господин Дурнов.

Алексей Кириченко,

Борис Горлин


kommersant.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.