ПАК "Созвездие"
Главная / Обзор прессы / Азиатские горизонты
07.09.2015

В модернизации Владивостокской ТЭЦ-2 может принять участие китайская компания DongfangДальневосточный регион привлекает все больше инвесторов и партнеров из Азии. Только на Восточном экономическом форуме, который пройдет 3-5 сентября во Владивостоке, планируется подписать около шести соглашений между энергетиками и компаниями из Азии, касающихся развития энергетики Дальнего Востока.

Носители кольца

В 2012 году активное развитие получил проект, концептуально существующий уже не одно десятилетие,— создание Азиатского энергокольца. Он предполагает поэтапное соединение ЕЭС России и энергосистем АТР. Реализация этого проекта должна сократить энергетическую часть расходов крупнейших экономик региона, суммарное годовое потребление которых, как показывают результаты анализа Сколковского института науки и технологий, к 2035 году превысит 7 тыс. ТВт ч, максимум нагрузок — 1 тыс. ГВт. Совокупный экономический эффект от объединения энергосистем Китая, Японии, Южной Кореи и востока России составит более $24 млрд в год, сэкономит странам-участникам более $65,5 млрд инвестиций в установленные мощности и сократит потребность в генерации на 67 ГВт. Несмотря на то что проект энергокольца пока находится в стадии начальной проработки, энергетики России уже реализуют отдельные проекты, которые в перспективе могут стать сегментами Азиатского энергокольца. И благодаря масштабной модернизации электростанций, которую на Дальнем Востоке ведут "РусГидро" и РАО "ЭС Востока", российская энергетика имеет все шансы выйти на рынки соседних стран в качестве сильного, перспективного игрока. Рассматривается сразу несколько беспрецедентных проектов международного сотрудничества.

Подводные мосты

В июле глава "РусГидро" Евгений Дод сообщил, что рассчитывает на то, что в октябре--ноябре Япония и Россия подпишут обязывающие документы по проекту строительства энергомоста Сахалин--Япония. В потенциально высокодоходном экспорте могут быть задействованы существующие электростанции Сахалина, строящаяся Сахалинская ГРЭС-2 и перспективные экспортооориентированные станции, возможно, в дальнейшем и материковая генерация. В качестве ключевых участников этого проекта "РусГидро" и РАО "ЭС Востока" рассматривают ведущие японские компании в энергетической отрасли Sumitomo Electric, Mitsubishi Heavy Industries и Marubeni Corporation. Финансирование японской части проекта обсуждается с Банком Японии для международного сотрудничества. Сейчас РАО "ЭС Востока" завершает подготовку предТЭО этого проекта.

Еще одна проблема: существующие электросвязи между островами Хоккайдо и Хонсю не позволяют крупного перетока, а на самом Хоккайдо нет достаточного спроса. "Мы столкнулись с тем, что дефицита электроэнергии на Хоккайдо нет, поэтому нужно работать над тем, чтобы обеспечить транспортную составляющую на "большую" Японию",— объяснял в феврале глава РАО "ЭС Востока" Сергей Толстогузов. Если рынок сбыта будет обеспечен, а сопутствующие вопросы решены, на первом этапе холдинг будет экспортировать на юг примерно 400 МВт мощности избыточной генерации сахалинских станций, а потом возможно строительство новой экспортоориентированной генерации, в том числе станции на юге полуострова. Позднее планируется проложить кабель с Сахалина на материк и подключить энергосистему острова к Объединенной энергосистеме Востока, что позволит обеспечить выдачу в энергосистему Японии до 2-4 ГВт.

Корейский маршрут

Впрочем, экспортный потенциал дальневосточной энергетики по достоинству оценили не только японцы. Еще один участок энергокольца уже в ближайшее время может связать Дальний Восток России с Корейским полуостровом. Проект РАО "ЭС Востока" предусматривает строительство электроэнергетической инфраструктуры для экспорта электроэнергии из Приморья в северокорейскую торгово-экономическую зону (ТЭЗ) "Расон". Нагрузка в ТЭЗ "Расон", сейчас испытывающей дефицит электроэнергии, по прогнозам, к 2025 году должна подскочить в 20 раз — с 30 МВт в 2014 году до 600 МВт, тем самым обеспечив Россию перспективным потребителем. Если РАО "ЭС Востока" удастся договориться с администрацией ТЭЗ о ценовых условиях, на первом этапе для удовлетворения потребностей импортера будет достаточно лишь строительства новых ЛЭП 110 кВ до границы с КНДР в Хасанском районе Приморского края. В перспективе возможно расширение электросвязи путем строительства ЛЭП 220 кВ и наращивание экспорта. Для энергоснабжения торгово-экономической зоны холдинг также планирует построить четыре ветропарка общей мощностью 60 МВт по обе стороны границы. Сейчас выбираются площадки на российской территории, говорил в июне заместитель гендиректора холдинга по стратегии и инвестициям Алексей Каплун, рассматриваются порт Посьет и мыс Поворотный. В течение года на четырех площадках будут работать ветроизмерительные комплексы, данные которых дадут представление об их потенциале.

При этом подчеркивается, что от налаживания энергомостов выиграют и российские потребители. "За счет таких проектов мы сможем развивать собственную инфраструктуру. Дело в том, что заявленная корейцами на перспективу мощность потребует не только строительства дополнительных сетей, но и создания новых мощностей на территории Приморского края, которые смогут также в дальнейшем быть использованы для энергоснабжения собственных потребителей",— объясняет Алексей Каплун.

Противопаводковые ГЭС

Китайское направление энергосотрудничества активно развивает ПАО "РусГидро". Компания пристально изучает возможность строительства противопаводковых ГЭС на притоках Амура, которые помогут избежать разрушительных наводнений, подобных происшедшему летом--осенью 2013 года. В ноябре 2014 года холдинг подписал соглашение с китайской Sanxia о создании СП по строительству четырех ГЭС — Нижне-Зейской, Селемжинской, Гилюйской и Нижне-Ниманской.

Общая стоимость этих проектов оценивается в 230 млрд руб. и будет определена по итогам подготовки ТЭО, конкурс по выбору подрядчика на ТЭО будет запущен в нынешнем году.

При подготовке ТЭО будет дан анализ рынка сбыта электроэнергии, корпоративно-юридической схемы реализации проекта, проведены финансово-экономический анализ и расчет финансовой модели, включая анализ рисков. Также будет определена предварительная стоимость строительства каждой станции, а для Нижне-Зейской подготовлена проектная документация, включающая в себя сводно-сметный расчет, разработана схема проектного финансирования, в том числе с учетом привлечения банковских кредитов.

Из четырех перспективных площадок проект Нижне-Зейской ГЭС был признан наиболее проработанным, поскольку ранее были проведены предпроектные изыскания и дана его экономическая оценка, и, соответственно, приоритетным для подготовки банковского ТЭО и проектной документации.

Разработанные ТЭО впоследствии будут переданы совместному предприятию для использования в процессе привлечения проектного финансирования. На основе результатов ТЭО совет директоров и менеджмент СП оценят экономическую целесообразность проектов и перспективы экспорта в соответствии с возможными долгосрочными договорами о поставке электроэнергии с целью принятия решений о дальнейших шагах по реализации проектов. Формированием инфраструктуры будущего СП "РусГидро" планирует заниматься вместе с китайским партнером параллельно с подготовкой ТЭО. Первой из станций, построенных в рамках сотрудничества, может стать Нижне-Бурейская ГЭС (320 МВт), соглашение о возможности совместной достройки которой "РусГидро" и Sanxia заключили в мае. Станция строится с 2010 года и, возможно, станет базой для отработки механизма взаимодействия между "РусГидро" и китайской компанией для реализации проектов противопаводковых ГЭС в будущем.

Водородный потенциал

В случаях когда экспортной альтернативы не существует или строительство инфраструктуры стоит несопоставимо дороже, чем потенциальный доход, международная практика предлагает вариант косвенного экспорта электроэнергии — через строительство производства с высокой долей электроэнергии в себестоимости и экспорта конечного продукта. В логике экспорта конечного продукта РАО "ЭС Востока" вместе с "РусГидро" подписали в июне 2013 года соглашение с японской Kawasaki о строительстве в Магаданской области завода по производству сжиженного водорода, который позволит утилизировать свободные мощности в региональной энергосистеме. Заинтересованность в участии в проекте выразил также японский концерн Chiyoda.

Сроки реализации проекта завода зависят от экономической ситуации в Японии и развития рынка водородной энергетики. Как заявлял в мае глава РАО "ЭС Востока" Сергей Толстогузов, на первом этапе планируется строительство пилотного комплекса мощностью 11,3 тонны в сутки, его предполагается ввести в действие в 2019 году. Впоследствии партнеры рассчитывают расширить производство сжиженного водорода до промышленных масштабов. Мощность завода на втором этапе будет увеличена до 200 тонн в сутки, что потребует 510 МВт электроэнергии. Использование водородного топлива постоянно растет: по оценкам Kawasaki, спрос на жидкий водород со стороны автомобильного сектора Японии к 2025 году достигнет 204 тыс. тонн в год и далее будет постоянно расти. Плюс к тому Япония как страна, внимательно относящаяся к экологии, поддерживает развитие зеленых технологий производства водорода (сейчас 95% его получается путем переработки метана).

Проверка холодом

Сотрудничество энергетиков с азиатскими партнерами налажено давно. Есть даже реализованные проекты. Так, в Камчатском крае холдинг "РАО "ЭС Востока"" совместно с NEDO (японской правительственной организацией по разработке новых энергетических и промышленных технологий) и компаниями Komaihaltek Inc. и Mitsui & Co. Ltd завершают строительство ветродизельного комплекса. Для объекта ВИЭ в отдаленном северном поселке Усть-Камчатске


kommersant.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.