ПАК "Созвездие"
Главная / Обзор прессы / Инвесторов выпутывают из сетевых тарифов
10.03.2015

На фоне замедления экономики может радикально измениться логика формирования тарифов электросетей. Минэнерго обсуждает с «Россетями» новый вид тарифообразования — долгосрочное тарифное соглашение, в котором за сетями закрепляются обязанности по инвестпрограмме и соблюдению других критериев, а в обмен власти гарантируют им определенный уровень тарифа и его неизменность. Первым такое соглашение может появиться в Москве, если завершится слияние Московской объединенной электросетевой компании и Объединенной энергетической компании.

В России может появиться беспрецедентный способ тарифного регулирования распределительных сетей — долгосрочное тарифное соглашение. Об этом “Ъ” рассказали источники в отрасли. Тарифное соглашение предполагает определение на срок его действия собственно уровня тарифа, а не параметров тарифообразования.

Это подтвердил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко. «У нас обсуждается в сообществе система долгих тарифов как таковых,— цитирует чиновника "Интерфакс".— Если кому-то установили долгосрочный тариф, то речь идет о том, что, с одной стороны, сетевая организация, если идет речь о ней, должна выполнить ряд определенных мероприятий, а с другой — органы власти (регулятор) не имеют права влезать в ее деятельность. То есть тебе дали тариф — условный рубль за киловатт на пять лет, выставили перед тобой определенные показатели — ты их обязан достичь. Вот эти пять лет, извините, компанию не трогайте».

Исторически тарифы сетей устанавливались так, чтобы покрыть затраты на эксплуатацию и развитие, то есть тариф зависел от затрат. Для привлечения инвестиций в 2011 году в электросетях ввели метод доходности инвестированного капитала (RAB), который добавил к погашаемым затратам и средства на возврат капвложений. Но быстро выяснилось, что темпы роста RAB-тарифов слишком высоки, и их начали корректировать. Сдерживание роста тарифов достигло пика в 2014 году, когда тарифы монополий были просто заморожены. Но после девальвации рубля и резкого роста ставок по кредитам логика инвестиций в инфраструктуру изменилась и строится уже от допустимого уровня расходов и тарифов (так, инвестпрограммы энергокомпаний правительство требует урезать). Пилотным регионом, где могут реализовать этот подход и в тарифном регулировании, может стать Москва.

«Россети» будут предлагать создать законодательную базу для тарифных соглашений, рассказал “Ъ” источник в сетевом комплексе. Концепция, поясняет он, возникла в контексте слияния Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК, входит в «Россети») с подконтрольной Москве Объединенной энергетической компанией (ОЭК). Идея консолидации столичных электросетей появилась полтора года назад, но возникли разногласия по цене: за ОЭК, присоединившую третью крупную московскую сеть «Энергокомплекс», просили 135–165 млрд руб., у «Россетей» их не было. В январе МОЭСК объявила конкурс на выбор консультанта по сделке. Сделка обсуждается в части покупки, пояснили “Ъ” в МОЭСК, и в отрыве от тарифного регулирования. В «Россетях» ситуацию не комментируют.

Как сообщил “Ъ” заместитель председателя региональной энергетической комиссии (РЭК) Москвы Сергей Сасим, инициатива «перехода от логики “тарифы от затрат” к формату “затраты от тарифа”» исходила от региона. Он объясняет, что при обсуждении слияния МОЭСК, ОЭК и «Энергокомплекса» РЭК Москвы пришел к выводу, что объединить их при текущем тарифообразовании для каждой из них нереально. Поэтому было предложено заключить тарифное соглашение, в котором со стороны властей будет закреплено обязательство устанавливать тариф на определенном уровне, а со стороны «Россетей» — выполнять инвестпрограмму, обеспечивать надежность и качество энергоснабжения. «Это понятно нам, мы можем формировать свою бюджетную политику, и понятно сетевой организации, которая будет захеджирована от внезапных изменений в регулировании»,— говорит господин Сасим. Также, добавляет он, потребитель сможет увидеть, сколько он будет в следующем году платить за передачу, тогда как сейчас прозрачной цифры нет. Сергей Сасим объясняет, что в Москве такой маневр возможен в силу того, что 96% всей валовой выручки приходится на МОЭСК, ОЭК и «Энергокомплекс», нет крупной промышленности, небольшой удельный объем перекрестного субсидирования.

В рамках соглашения предлагается установить формулу, основанную на открытых параметрах (например, индексе потребительских цен), которая будет определять тариф. «Россети» предлагают ввести индексацию закрепленных параметров, но РЭК считает, что это не нужно. Длительность соглашения пока обсуждается. «Россети» предлагают 10–15 лет, но РЭК, поясняет господин Сасим, считает, что его продолжительность должна соответствовать сроку инвестпрограммы. Идея тарифного соглашения обсуждалась с Минэнерго, которое ее концептуально одобрило, говорит Сергей Сасим. Сейчас работает экспертная группа, которая должна определить, как эту идею реализовать. Есть ряд вопросов, которые не решены, в том числе — что делать с мелкими территориальными сетевыми организациями.

Тарифное соглашение власти Москвы рассматривают как условие сделки: если сделка не состоится, оно заключено не будет. Источник, близкий к «Россетям», полагает, что против этой идеи возразит Федеральная служба по тарифам (ФСТ). В ФСТ отметили, что законодательство уже сейчас не только позволяет принимать долгосрочные тарифные решения (например, в Башкирии для входящего в БЭСК «Башкирэнерго» установлен 10-летний RAB-тариф), но и предусматривает бюджетную ответственность регионов в случае пересмотра ими параметров регулирования. «Поэтому предложения “Россетей” закрываются действующими нормами»,— говорят в ведомстве, отмечая, что долгосрочное регулирование — это в первую очередь программа развития инфраструктуры с гарантией нужного качества услуг, и если она не будет исполняться в соответствии с соглашением, тарифы пересмотрят. В Минэкономики “Ъ” пояснили, что идея о тарифном соглашении обсуждается, в Минэнерго комментариев не дали.

Наталья Скорлыгина, Анастасия Фомичева

 


kommersant.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.