ПАК "Созвездие"
Главная / Обзор прессы / Пропавшие льготники
25.02.2015

Возможность льготного техприсоединения к электрическим сетям вышла боком для сетевых компаний. Клиенты, которые подключают мощность до 15 кВт по низкой цене 550 рублей, часто отказываются от своих заявок и пропадают, не желая заниматься бюрократическими процедурами. Участок сети уже построен, но без оформленного акта о техприсоединении обосновать затраты энергетики не могут. Например, компания "МРСК Северо-Запада" только за три квартала минувшего года инвестировала в сети "пропавших клиентов" около 400 млн рублей. Эти инвестиции могут обернуться убытками.

Как рассказали "Ъ" в "МРСК Северо-Запада" и ОАО "ЛОЭСК", если компании построили участок сети для заявителя, а его не найти, то договор техприсоединения считается неисполненным. Де-факто компании поработали бесплатно, поскольку без выданного акта им не обосновать свои затраты в тарифе, которые в десятки раз выше льготной ставки.

"Договор подписан с двух сторон, но клиенту не выдан акт о техприсоединении", — поясняет заместитель генерального директора "МРСК Северо-Запада" по развитию и реализации услуг Александр Михальков.

За три квартала 2014 года у "МРСК Северо-Запада" зафиксировано более 7,4 тыс. подобных случаев среди льготников, что составляет 37,5% от общего количества заключенных договоров. У ЛОЭСК, работающей только в Ленинградской области, показатели скромнее: всего 440 пропавших клиентов, или 16% от количества заключенных договоров. Как уточнил начальник центра присоединения к электросетям ЛОЭСК Дмитрий Кузьменков, ведут себя безответственно не только заявители льготной категории, тем не менее ее доля нарушений в компании составляет почти 70% (или 300 договоров).

Если льготники не объявятся, то вместо компенсации, которая предусмотрена на них в тарифе на электроэнергию, сетевики получат миллионные убытки. В частности, доход "МРСК Северо-Запада" от подключения этой категории заявителей в 80 раз меньше затрат, если брать отношение за девять месяцев 2014 года. Тогда затраты компании составили свыше 1 млрд рублей, соответственно, из них около 400 млн рублей ушло на пропавших льготников. Интересно, что если бы такие случаи отсутствовали, то "МРСК Северо-Запада" могла бы перевыполнить на 25% прошлогоднюю ремонтную программу, чье финансирование оценивалось в 1,64 млрд рублей. В период зимних холодов изношенные сети часто становятся причиной сбоя энергоснабжения, и эти деньги для энергетиков были бы не лишними. В ЛОЭСК не стали называть сумму, фактически потерянную по вине клиентов.

Решить проблему со льготниками в "МРСК Северо-Запада" предлагают по принципу "кто виноват, тот и платит". Сетевики настаивают на внесении поправок в законодательство, с тем чтобы получить право на расторжение договора техприсоединения в одностороннем порядке, которым до сих пор не обладали. По словам господина Михалькова, сегодня компания вынуждена расторгать такие договоры в судебном порядке. Отметим, что льготники также жалуются на сетевиков, чаще всего из-за нарушения срока техприсоединения. Но, по статистике "МРСК Северо-Запада", таких жалоб не более 0,2% от количества всех обращений в компанию.

Тем временем правительство уже ограничивает права льготников. В конце 2013 года им было запрещено оформлять подключение за 550 рублей чаще, чем раз в три года. Эта мера принята для борьбы с недобросовестными девелоперами, которые резали на лоты крупные участки земли, подключали их по льготному тарифу и продавали как обеспеченные инфраструктурой по рыночной цене, таким образом получая сверхприбыль.

Алексей Кириченко, Борис Горлин


kommersant.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.