ПАК "Созвездие"
Главная / Обзор прессы / «Атомэнергосбыт» не пускают в народ
20.02.2015

Региональные гарантирующие поставщики электроэнергии, сменившие в 2014 году прежних поставщиков, начинают сталкиваться с традиционными проблемами сбора платежей. Так, в Смоленске местная прокуратура запретила «Атомэнергосбыту» прямые расчеты за электроэнергию с населением и требует вернуться к посреднической схеме с местной управляющей компанией-должником.

«Атомэнергосбыту» (АЭС, энергосбытовая компания «Росатома») запретили вести прямые расчеты за электроэнергию с населением в Смоленске. Прокуратура Промышленного района областного центра усмотрела нарушение законодательства в том, что АЭС принимает на обслуживание жителей, и требует передать полномочия по расчетам местной управляющей компании ОАО «Жилищник», рассказал “Ъ” заместитель гендиректора по реализации АЭС Игорь Евпак. Проверка проводилась по обращению УК, ранее собиравшей платежи с потребителей и осуществлявшей затем расчеты с энергосбытом. АЭС будет обжаловать представление прокуратуры в суде, заявили в компании.

Через «Жилищник» расчеты с 80 тыс. жителей Смоленска шли до января. «Атомэнергосбыт» получил статус гарантирующего поставщика электроэнергии (ГП, основной энергосбыт региона, работающий в том числе с населением) в Смоленской области с июня 2014 года. Для этого АЭС заявился на конкурс Минэнерго по выбору нового энергосбыта и обязался заплатить генерирующим компаниям 60% задолженности предыдущего ГП региона «Смоленскэнергосбыта» — 879 млн руб. За второе полугодие 2014 года УК накопила задолженность перед АЭС в 98 млн руб., в результате чего договорные отношения «Жилищника» с АЭС прекратились с 1 января 2015 года, рассказал “Ъ” господин Евпак.

Неоплата за два и более расчетных периода является основанием для расторжения договора энергоснабжения, подтверждает руководитель отдела налоговой практики юридической фирмы Sameta Андрей Панфилов. В такой ситуации АЭС обязан принять на обслуживание потребителей УК, причем для этого не требуется заключать с каждым гражданином письменный договор, поясняет он. Более того, в декабре 2014 года гарантирующий поставщик сам попросил прокуратуру двух районов Смоленска проверить, соответствует ли такая схема расчетов законодательству, и получил два положительных ответа, рассказывает топ-менеджер АЭС. Председатель правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая соглашается, что договор с гражданами не требует письменной формы: оплата счета со стороны потребителя считается фактом заключения договора с ГП. Господин Панфилов уточняет, что поставщик электроэнергии обязан опубликовать в печатном издании договор о присоединении, после чего оплата квитанции считается принятием условий. Это нормальная практика в сфере ЖКХ, отмечает юрист.

В других регионах, где «Атомэнергосбыт» имеет статус гарантирующего поставщика, основная часть населения получает квитанции за электроэнергию напрямую от ГП (таких потребителей более 1,6 млн, это примерно треть от полезного отпуска электроэнергии энергосбыта). Платежная дисциплина при прямых расчетах очень хорошая — оплачивается 90–95% поставленной электроэнергии, делится Игорь Евпак. Проблем с переводом на прямые расчеты никогда не возникало, наоборот, местные власти настаивали на такой схеме, замечает он. В частности, с июня 2014 года АЭС перевел на прямое обслуживание потребителей более 130 управляющих компаний в самой Смоленской области. Активнее всего практику прямых расчетов с населением используют теплогенерирующие компании — в первую очередь, чтобы гарантировать оплату тепла, составляющего около 60% платежа за ЖКХ.

Александр Асадчий, Смоленск; Анастасия Фомичева, Наталья Скорлыгина


kommersant.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.