ПАК "Созвездие"
Главная / Обзор прессы / Механизм возврата
27.06.2014
 Фото: Андрей Оглезнев/РГДо 2025 года на Дальнем Востоке для поддержания работоспособности энергосистемы и обеспечения необходимой энергоинфраструктурой зон ускоренного роста при соблюдении всех сценарных условий может быть введено 8 ГВт новых мощностей.

Об этом в ходе совместного совещания администрации Приморского края и представителей Федеральной службы по тарифам заявил заместитель генерального директора ОАО "РАО Энергетические системы Востока" по стратегии и инвестициям Алексей Каплун.

- Чтобы поддерживать энергетику округа в том состоянии, в каком она находится сейчас, мы должны ввести порядка 4,1 ГВт мощностей. 2,7 из них - в счет замещения существующих, - отметил он, подчеркнув, что часть объектов вскоре выработает свой ресурс, "и в таких условиях говорить о надежном электроснабжении не приходится".

Кроме того, вместе с проектами развития Дальнего Востока появляются новые задачи: для их реализации может потребоваться еще около 4 ГВт новых мощностей.

- Таким образом, к 2025 году мы фактически обязаны полностью перестроить энергосистему ДФО, - подчеркнул заместитель генерального директора "РАО ЭС Востока".

Реализация этих планов даст дальневосточной экономике массу бонусов: рост занятости населения, прирост внутреннего регионального продукта до триллиона рублей, многомиллиардные поступления в бюджеты всех уровней.

Для реализации планов по ускоренному развитию Дальнего Востока необходимо ввести 8,5 ГВт новых энергомощностей

Но масштабные проекты потребуют больших вложений. "РАО ЭС Востока" подсчитало, что только для введения замещающих мощностей на Дальнем Востоке необходимо более 650 миллиардов рублей, из них около 440 миллиардов - на объекты тепловой генерации.

Взять такую огромную сумму из тарифа просто невозможно, поскольку все ведомства, да и сама компания заинтересованы в сдерживании роста тарифов. Потребитель должен быть платежеспособным, а высокий тариф этому точно не способствует, - подчеркнул Алексей Каплун.

- Откуда же взять такие деньги, чтобы модернизировать старые ТЭЦ. Тариф покрывает только маленькую часть, еще пять процентов от нужной суммы можно покрыть за счет кредитов, но кредиты дают только под окупаемые проекты. К сожалению, пока на Дальнем Востоке в силу особенности региона таких проектов не много. Есть еще федеральный и региональные бюджеты, но "бессмысленно уповать на бюджет - бюджетных денег в таком объеме не будет точно", - заметил Каплун.

К сожалению, в настоящее время на Дальнем Востоке отсутствуют условия для привлечения инвесторов в отрасль, а значит, это тормозит развитие всей экономики ДФО. Ведь новые энергетические мощности дадут возможность для строительства новых промышленных объектов. Чтобы не уповать на мифические деньги, РАО ЭС Востока предлагает внедрить особые механизмы возврата инвестиций в рамках действующей системы жесткого тарифного регулирования.

Одним из них может стать долгосрочная фиксация тарифов как для действующих станций, так и для модернизируемых объектов. Для обеспечения доходности новых объектов предлагается внедрить механизм долгосрочных договоров на поставку мощности, которые заключает единый закупщик с новым генератором сроком минимум на 20 лет. Такой метод гарантирует возврат вложенных средств. Предлагается также дать возможность производителям электроэнергии заключать прямые долгосрочные двухсторонние договоры с потребителями по принципу "take-or-pay".

Второй возможный вариант, RAB-регулирование. При нем тариф формируется таким образом, что компания будет иметь возможность постепенного возврата инвестиционных средств и процентов на привлеченный капитал. Возврат заемных средств в данной схеме рассчитан также на 20 и более лет.

- В первую очередь данная система регулирования нужна для того, чтобы привлечь в сети масштабные инвестиции и при этом не допустить резкого увеличения тарифов на услуги энергетических компаний. Система RAB-регулирования сделает возможным для компаний привлечение капитала в необходимых объемах, а потребителям даст шанс оплатить его не в один момент (во время текущего года), а за достаточно длительный период, - поддержал предложения энергетиков начальник департамента развития электроэнергетики минэнерго РФ Павел Сниккарс.

Как заявил глава управления регулирования и контроля ценообразования в электроэнергетической отрасли ФСТ Максим Егоров, долгосрочные тарифы необходимы, минимум на три-пять лет.

В свою очередь в "РАО ЭС Востока" рассчитывают, что долгосрочные тарифы будут введены уже в 2016 году.

Пока же дальневосточным энергетикам необходимо обеспечить себе финансовую устойчивость, избавившись прежде всего от одной из самых серьезных проблем - дебиторской задолженности. По итогам 2013 года ее общий объем составил 19,4 миллиарда рублей. Энергокомпании ДФО ежегодно теряют до 1,5 миллиарда из-за неплатежей потребителей. Именно поэтому уменьшение "кассовых" разрывов путем постепенного доведения уровня оплаты за отпущенные электрическую и тепловую энергии до 100 процентов является одним из приоритетов сбытовой деятельности. Предлагается также повышать платежную дисциплину: увеличить пени, ввести солидарную ответственность собственников и арендаторов и, наконец, перейти к предоплате за тепловую и электрическую энергию.

Стабильной работе, по заявлению энергетиков, мешает применение трехставочных тарифов. Они выгодны потребителям, но приводят к убыткам поставщиков. Так, выпадающие доходы ОАО "ДЭК", выступающего в качестве гарантирующего поставщика в ОЭС Востока, в 2013 году составили 800 миллионов рублей. Возможно, в ближайшее время вопрос будет решен. Как отметил Павел Сниккарс, мин­энерго в настоящее время обсуждает новую схему тарифообразования в неценовых зонах.

Справка

В состав ОАО "РАО Энергетические системы Востока" входят энергокомпании из разных регионов Дальнего Востока. Установленная электрическая мощность электростанций энергокомпаний, входящих в состав холдинга, составляет 9087 МВт, тепловая - 17892 Гкал/час, протяженность электрических сетей всех классов напряжения - более 102 тысяч километров.


rg.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.